Одним из ключевых параметров объектива является светосила. Под ней имеется в виду степень того, насколько световой поток ослабевает после того, как попадает в объектив. На этот показатель влияет диаметр раскрытия диафрагмы, качество линз (прозрачность), а также ряд других характеристик оптики.

 

Стоит учесть, что на практике разобраться с показателем светосилы бывает трудно. Чаще всего продавцы банально указывают максимальную величину диафрагмы. Под светосилой в большинстве случаев имеют в виду именно её. И в данной статье вы узнаете конкретно о диафрагме, о том, на что она влияет, как её можно регулировать.

 

Что даёт светосила?

 

Сейчас параметр «светосила» указывается не только в отдельно продающейся оптике, но и в базовых моделях, у которых объективы встроены. В последние годы даже некоторые флагманские смартфоны стали выпускаться с такими характеристиками. Следовательно, разобраться в том, о чём же, собственно, идёт речь, стоит многим.

 

Итак, показатель светосилы будет хорошим, если диафрагма в состоянии раскрыться максимально широко. Это значит, что и света на неё попадёт тоже много. То есть взаимосвязь достаточно простая, практически линейная.

 

При большой светосиле вы будете меньше ограничены условиями окружающей среды. Например, с соответствующими показателями некоторые камеры в состоянии делать качественные кадры даже в условиях сумерек. Вдобавок подобная техника позволяет добиваться интересных эффектов при портретных съёмках: уменьшается зона резкости, то есть получается очень красивое и плавное размытие, то самое знаменитое боке, которое сегодня любят многие профессионалы.

 

Что же касается уже упоминавшейся вечерней съёмки, то здесь спасает или большая светосила, или увеличенная выдержка. Однако последнее не помогает тогда, когда в кадре нужно зафиксировать движущиеся объекты (например, свадьба, выпускной бал, ночной город).

 

Как светосила объектива влияет на впечатление от камеры?

 

Если говорить о технике популярных производителей, например, Nikon или Canon, то очень часто в стандартном комплекте по умолчанию идут объективы со средними показателями светосилы или даже с откровенно слабыми. Особенно ярко эта проблема проявляется, когда речь заходит об оптике с широким фокусным расстоянием. В итоге вы можете потратить много денег, однако получить снимки, качество которых вас не будет радовать. Или же вы сможете фотографировать исключительно при ярком свете.

 

Любители, не всегда понимающие, что к чему, разочаровываются в камерах. Однако результат становится совсем другим, если всего лишь сменить объектив. Именно поэтому профессионалы часто советуют не обращать внимания на «китовые» модели, а приобрести исключительно одну камеру. Дальше к ней уже можно будет присмотреть светосильный объектив и снимать себе в удовольствие. Раздельная покупка выйдет несколько дороже стандартного комплекта, но зато – никаких ограничений!

 

Примеры светосильной оптики

 

Проще всего понять, что конкретно есть в продаже, на примере продукции двух самых известных производителей фототехники. Это, конечно же, Canon и Nikon. Очень востребован в настоящем вариант Canon EF 50mm f1.8 I. У объектива фиксированное фокусное расстояние в 50 мм. Однако диафрагма может раскрываться до рекордных на данный момент f/1.8. Сам по себе объектив нельзя назвать идеальным: у него хватает недостатков, а профессионалам откровенно не нравится корпус. Впрочем, поскольку речь идёт о бюджетной модели, которая стоит чуть больше 60 долларов, ничего больше от такого варианта ждать не приходится.

 

Совсем другое впечатление оставляет о себе Canon EF 50mm f1.4 USM. Он отличается прекрасным боке и очень хорошим показателем светосилы. Однако и стоит в 4,5 раза дороже.


У второго производителя из бюджетных есть модель Nikon 50mm f1.8D AF Nikkor. Очень хорошо ведёт себя при работе с кропнутыми камерами, если кроп-фактор у тех составляет 1,5. Однако и здесь корпус очень хрупкий, так что с техникой стоит быть предельно осторожным.

 

Светосильный объектив с переменным фокусным расстоянием высокого качества встречается редко. Тем не менее есть и такая модель – Nikon 24-70mm f2.8G ED AF-S Nikkor, например. Однако стоит он чуть больше тысячи долларов, то есть столько, сколько хороший цифровой аппарат.

 

Одним словом, вариантов много. Другое дело, что определиться от этого порой не легче.

 

Можно ли исправить нехватку светосилы обработкой?

 

Некоторые любители считают, что не стоит переплачивать, ведь тёмные снимки ничто не мешает осветлить при последующей обработке. Однако на практике это далеко не всегда возможно. Кроме того, такая обработка будет хорошей у фулфрема (и опять же, в некоторых случаях). А полнокадровая камера сама по себе – дорогое удовольствие, к тому же довольно громоздкое. При осветлении же снимков, сделанных на кропнутую матрицу, вы можете столкнуться с шумами. Зоны нерезкости способны появляться в самых неожиданных местах. Но чаще всего они образуются в наиболее тёмных углах.

 

Брать же полнокадровую камеру, чтобы не переплачивать за светосильный объектив, нерационально. Покупка второго обойдётся вам намного дешевле. Также при расчётах стоит принимать во внимание ещё и то, зачем вам нужны такие снимки. Например, если вы собрались ими торговать, а также если вы работаете в рекламе, очень часто нужны исходники в высоком разрешении без обработки. В таком случае без светосильного объектива просто не обойтись.

 

Подведение итогов

 

Светосильная оптика фотографу нужна, чтобы получить яркие, красочные фотографии при скоростной выдержке. А ещё очень хорошо раскрывающая диафрагма позволяет добиться максимального размытия фона. Благодаря такому подходу получаются великолепные портреты (причём с минимальной обработкой).

 

Но учтите, что хорошая светосила – это практически всегда фиксированное фокусное расстояние. А если вам нужно сочетание неплохого зума и отличной светосилы, то тогда результат будет стоить дорого. И чем больше диапазон фокусного расстояния, а также чем выше при этом светосила, тем дороже обойдётся такой объектив. Некоторые модели вообще стоят целое состояние. Причина довольно проста: с технической точки зрения создание подобной оптики очень сложное. Поэтому большинство фотографов выбирают или одно, или другое.